Ведьма — Зеркало напротив

Уильяма и его семью изгоняют из общины из-за «гордого тщеславия» и поругания законов церкви. Они отправляются на окраину леса, стоят ферму и живут благополучно, пока не пропадает младший ребенок, которому было всего несколько месяцев. Сначала виновником признают волка, но правда оказывается куда страшнее.

В своем режиссерском дебюте Роберт Эггерс решил обратится к одному из своих страхов, а именно к ведьмам. Как антураж решил использовать начало 17-го века и вплотную занялся изучать письма и дневники той эпохи. Оттуда и пошли образы, да и богобоязненные разговоры о грехе и искуплении, нагоняющие жуть похлеще злобных старух. Глава семейства, утонувший луже своей беспомощности; близняшки, которым решительно плевать на все, что не может их напугать до смерти; Томасин, ломающаяся под давлением буквально всех, кто ее окружает. В буре религиозного безумия и происков ведьм, хоррор отходит на второй план, уступая место препарированию истинно человеческих пороков, которые не определяются ни категорией греха, ни влиянием темных сил.

1463029074_skachannye-fayly-1
Кадр из фильма «Ведьма» Роберта Эггерса

По Эггерсу, люди сами порождают своих демонов и сами в ответе за то, кто крадет детей из под носа у невинных девушек. Жизнь в страхе сводит с ума, под катализатором потустороннего разжигает ярость, заставляет проклинать своих детей. Страшно смотреть в зеркало на прорву собственных пороков. И Роберт Эггерс это прекрасно понимает.

Стоит отдать должное за излишне натуралистическое изображение ведьм в данной картине, о получились пугающими только потому, что казались более чем реальными. Но в фильме нет и капли интриги, что бы вскармливать этот страх. Зритель четко понимает, что стоит за кознями темных сил, а что следствие глупости самих героев. Вырисовывается ясная картина того, что вредим мы себе сами больше, чем то самое инфернальное зло.

kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Ведьма» Роберта Эггерса

Патриархат рушится на глазах, мать прощается с рассудком из-за утраченного ребенка(одна из самых выдающихся сцен фильма), оба родителя готовы распять свою дочь, считая ее ведьмой. Эстетика семейного конфликта универсальна и можно провести несколько часов придумывая новые сценарии, подменяя лишь одно слово «ведьма». При этом, существуют теории зрителей, говорящие о коллективном безумии или же проблем с рассудком у одного из членов семьи. Сам режиссер делал недвусмысленный намек, говоря о кукурузе, которая была заражена грибком с галлюциногенным действием. Это кажется несомненным фарсом, потому как подобные теории лишают фильм любой смысловой нагрузки, кроме манифеста о здоровом питании.

Иггерс пытается обставить происходящее максимально реалистично. Сам рисует эскизы костюмов для персонажей. Проводит натурные съемки при естественном освещении. А в саундтреке к фильму звучат настоящие инструменты 17-го века. Как ни парадоксально, подобный подход только сближает зрителя с происходящим на экране, погружая в эпоху и говоря на актуальные темы одновременно. Кажется, что при этом картине наплевать на зрителя, она не собирается ничего разжёвывать, тем более пытаться понравиться.

sz-vvitch-2-lrg
Кадр из фильма «Ведьма» Роберта Эггерса

А должен ли хоррор быть снисходительно милым? Или услужливо понятным? Он должен быть страшным, но нигде не написано, от чего зритель должен «шарахаться». Ствиен Кинг написал: «Этот фильм напугал меня до смерти». Интеллектуальный хоррор может существовать в сегодняшней кинематографической системе координат и «Ведьма» лучшее тому подтверждение.

Спасибо за внимание.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s