Микрообзор №5: Трудно быть Богом

trudno_1

Это последний фильм Алексея Юрьевича Германа, снявшего такие фильмы как «Проверки на дорогах«, «Мой друг Иван Лапшин» и «Двадцать дней без войны«. Четырнадцать лет многие ждали эту картину, а после смерти режиссера и вовсе стало неизвестным выйдет ли она. Это случилось. Благодаря жене Светлане Кармалите и сыну Алексею Герману-младшему. В итоге «Трудно быть Богом» стал посмертным шедевром великого режиссера.

Как можно понять с названия, фильм снят на основе одноименной повести Стругацких, которая повествует о другой планете. На ней царит средневековье, примером так показалось земным ученным, которые выбрали именно это космическое тело, так как оно было по меньше и по ближе остальных двух землеподобных. Они договорились не вмешиваться в происходящее дабы не менять истории. Но в одном они ошиблись.

Тяжело сравнивать фильм и книгу, так как они чрезмерно разные. Даже похожие сцены прошли определенное переосмысление и ты начинаешь понимать, что все-таки кино это не синтез искусств, а самостоятельное искусство.

И так, вернемся к средневековью. Я излишне много прочитал отзывов и часто в них фигурировала следующая ошибка — люди сетовали на то, что Герман перевал и в средние века никогда такого не было и поэтому фильм никудышный. И вот тут главная проблема, ведь, зритель прав и неправ одновременно. Арканар, место действия фильма, это схематически ХХ-ХIX век и воспринимать его следует именно в этом ключе. Да в средневековье не было гонения на «умников» и «книжников», не было язычества и истребления инакомыслия, поясов верности и прям фантастических орудий пыток(а если вы вспомните инквизицию, то еретик мог спокойно отказать от своих слов и его бы никто не жег бы). Но это все происходило в ближайшие столетия. Это один из множества пластов произведения, но очень важный для правильного восприятия.

Следующие, что я бы хотел отметить это операторскую и постановочную работу. Общих планов очень мало, камера словно норовит по добраться поближе к происходящему насколько это возможно. В некоторой части поэтому сложно понять где и что происходит, такое себе безотносительное пространство. А когда оператор начинает двигаться за главным героем и калейдоскопически пространство начинает меняться… Кроме этого, в кадре всегда много народу, который к тому же занят своим делом, при первом просмотре это здорово сбивает с толку.

Но не только выше указанное может сделать просмотр не простым. Первые полтора часа из трех сложно понять что происходит, вторая половина дается куда легче. Но важной деталью являются декорации. Думаю, если бы фильм был цветным его и вовсе было бы противно смотреть. Кровь, грязь, фекалии, разнообразные части тела, которые рядовой зритель не привык созерцать не важно с какого экрана, как и все предыдущее. Поэтому в итоге: «Смотреть тяжело, все отвратительно, логики нет, смысла нет и вообще это бред и извращение».

Постает вопрос, почему искусство должно умалчивать объективную реальность порождая глянцнвожурнальную продукцию? А оно не умалчивает, но в итоге и не доходит к широкому кругу зрителей. Возможно, иногда это и к лучшему. Но этот фильм я бы показывал насильно, как в «Заводном апельсине«, раздвигая веки спичками и привязчивая к стулу. Ведь весь негатив этой картины направлен для того, что бы вызвать отвращение к бессмысленному насилию, предательству, эгоизму и т. п.

Любовной линии в повествовании нет, она здесь и не нужна. Да и не понятно как бы ее впихнуть можно было, учитывая то, как ведется рассказ.

В заключение хочется отметить, что у Германа получилась крайне актуальная картина, даже больше, обогнавшая свое время, если учитывать то, когда началась работа над ней. Для всех кто любит сильное авторское кино обязательно к просмотру, всем остальным привязанными к стулу со спичками в глазах.

Спасибо за внимание.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s